MENU
Главная » Статьи » Персоналии » Биографии композиторов

Алессандро Скарлатти
Величайший композитор второй половины XVII века и основатель неаполитанской оперной школы, Алессандро Скарлатти родился 2 мая 1660 года в Палермо, в Сицилии, и свои музыкальные занятия вел под руководством Кариссими; долго ли он у него занимался, неизвестно, но существуют указания, что в 1680 году Скарлатти расстался со своим учителем. Во время своего пребывания в Риме Скарлатти отправился в Вену и Мюнхен. По возвращении в Италию он получил место придворного капельмейстера в Неаполе, каковое и занимал до самой своей смерти.

Скарлатти был необычайно плодовитым композитором: он написал более ста опер, около 200 месс и 500 кантат, 7 ораторий, множество мотетов, псалмов и духовных концертов. Некоторые его духовные сочинения, как, например, "Miserere" и фуга на два хора "Tu es Petrus", написанные для папской капеллы, исполняются до сих пор. Скарлатти славился как виртуоз игры на арфе и клавире и как певец. Из ученых трудов его известна брошюра "Discorso di musica" 1717 года.

Его педагогическая деятельность имела результатом образование целой плеяды замечательных композиторов, заслонивших собою своего учителя, которого в старости публика стала забывать и встречать с холодным уважением, пламенно восторгаясь произведениями молодых питомцев мастистого ветерана. Из учеников Скарлатти наиболее замечательны Ф.Дуранте, Л.Лео, Н.Логрошино, Г.Греко и другие, а также его сын Доменико.

Основной вклад Алессандро Скарлатти в становление неаполитанской оперной школы состоит в следующем: 1) он выработал форму итальянской увертюры (sinfonia), основанной на последовательности темпов «быстро – медленно – быстро»; 2) в его творчестве закрепилась схема арии da capo (А–В–А) как преобладающей формы выражения вокального начала в опере; 3) он установил четкое разделение оперного речитатива на два вида – recitativo secco («сухой» речитатив с аккомпанементом одного клавесина) и recitativo accompagnato («аккомпанированный» речитатив с поддержкой всего оркестра).

Еще одной важной чертой неаполитанской школы стало выдвижение на центральное место в опере сольной вокальной арии, причем другие музыкальные или драматические элементы отошли на второй план.

Среди опер Алессандро Скарлатти выделяются: Розаура (La Rosaura, Рим, 1690) – своими четко построенными ариями da capo и аккомпанированными речитативами; Тигран (Il Tigrane, Неаполь, 1715) – большим составом оркестра; Триумф чести (Il Trionfo dell'onore, Неаполь, 1718) – единственная комическая опера композитора.

Скарлатти умер 24 октября 1725 года в Неаполе. Композиторская деятельность его имеет громадное значение в истории развития музыкального искусства. Он стоит на рубеже этих двух резко отличающихся одна от другой музыкальных эпох: эпохи полифонии и эпохи гомофонии и развития оперы.

Источник - peoples.ru
Категория: Биографии композиторов | Добавил: РФ (28.02.2017)
Просмотров: 486 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar