Главная » Статьи » Персоналии » Биографии композиторов |
Иоганн Штраус (сын)
Австрийского композитора И. Штрауса называют «королем вальса». Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему венский вальс вышел за пределы XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни. Штраус родился 25 октября 1825 года в Вене, в семье, богатой музыкальными традициями. Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе. Отец хотел сделать сына коммерсантом и категорически возражал против его музыкального образования. Тем более поражает огромный талант маленького Иоганна и его страстное стремление к музыке. Втайне от отца он берет уроки игры на скрипке у Ф. Амона (концертмейстера штраусовского оркестра) и в 6 лет пишет свой первый вальс. Затем последовало серьезное изучение композиции под руководством И. Дрекслера. В 1844 г. девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивная творческая жизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев. Композитор появлялся перед оркестром со скрипкой. Он дирижировал и играл одновременно (как во времена И. Гайдна и В. А. Моцарта), и собственным исполнением воодушевлял публику. Штраус использовал ту форму венского вальса, которая сложилась у И. Ланнера и его отца: «гирлянда» из нескольких, чаще пяти, мелодических построений со вступлением и заключением. Но красота и свежесть мелодий, их плавность и лиризм, моцартовски стройное, прозрачное звучание оркестра с одухотворенно поющими скрипками, бьющая через край радость жизни — все это превращает вальсы Штрауса в романтические поэмы. В рамках прикладной, предназначенной для танца музыки создаются шедевры, доставляющие подлинное эстетическое наслаждение. Программные названия штраусовских вальсов отразили самые разнообразные впечатления и события. Во время революции 1848 г. создаются «Песни свободы», «Песни баррикад», в 1849 г. — «Вальс-некролог» на смерть отца. Неприязненное чувство к отцу (он давно завел другую семью) не мешало преклонению перед его музыкой (впоследствии Штраус отредактировал полное собрание его сочинений). Слава композитора постепенно растет и выходит за пределы Австрии. В 1847 г. он гастролирует в Сербии и Румынии, в 1851 — в Германии, Чехии и Польше, а затем, в течение многих лет регулярно ездит в Россию. В 1856-65 гг. Штраус участвует в летних сезонах в Павловске (близ Петербурга), где дает концерты в здании вокзала и наряду со своей танцевальной музыкой исполняет произведения русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, А. Серова. С впечатлениями от России связан вальс «Прощание с Петербургом», полька «В Павловском лесу», фортепианная фантазия «В русской деревне» (ее исполнял А. Рубинштейн) и др. В 1863-70 гг. Штраус — дирижер придворных балов в Вене. В эти годы были созданы лучшие его вальсы: «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни» и др. Необыкновенный мелодический дар (композитор говорил: «Мелодии из меня текут, как вода из крана»), а также редкая трудоспособность позволили Штраусу написать за свою жизнь 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, более 30 мазурок и галопов, 43 марша, а также 15 оперетт. 70-е гг. — начало нового этапа в творческой жизни Штрауса, обратившегося, по совету Ж. Оффенбаха, к жанру оперетты. Вместе с Ф. Зуппе и К. Миллёкером он стал создателем венской классической оперетты. Штрауса не привлекает сатирическая направленность оффенбаховского театра, он пишет, как правило, веселые музыкальные комедии, главную (а часто и единственную) прелесть которых составляет музыка. До сих пор звучат вальсы из оперетт «Летучая мышь» (1874), «Калиостро в Вене» (1875), «Кружевной платок королевы» (1880), «Ночь в Венеции» (1883), «Венская кровь» (1899) и др. Среди оперетт Штрауса большей серьезностью сюжета выделяется «Цыганский барон» (1885), задуманный вначале как опера и вобравший некоторые ее черты (в частности, лирико-романтическое освещение настоящих, глубоких чувств: свободы, любви, человеческого достоинства). В музыке оперетты широко используются венгерско-цыганские мотивы и жанры, например чардаш. В конце жизни композитор пишет свою единственную комическую оперу «Рыцарь Пасман» (1892) и работает над балетом «Золушка». По-прежнему, хотя и в меньшем количестве, возникают отдельные вальсы, преисполненные, как и в молодые годы, неподдельного веселья и искрящейся жизнерадостности: «Весенние голоса» (1882). «Императорский вальс» (1890). Не прекращаются и гастрольные поездки: в США (1872), а также в Россию (1869, 1872, 1886). «Летучая мышь» и «Цыганский барон» были поставлены на русской сцене, а в конце 19 века «Цыганский барон» стал самой популярной опереттой в России после «Прекрасной Елены». На советской сцене и эстраде музыка Штрауса получила особое распространение с конца 1930-х после появления на экранах фильма «Большой вальс». Штраус скончался 3 июня 1899 года в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Лучшей из них считается «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Музыкой Штрауса восхищались Р. Шуман и Г. Берлиоз, Ф. Лист и Р. Вагнер. Г. Бюлов и И. Брамс (бывший другом композитора). Уже более столетия она покоряет сердца людей и не теряет своего обаяния. Автор: К.Зенкин Источник - belcanto.ru | |
Просмотров: 474 | |
Всего комментариев: 0 | |