Главная » Статьи » Персоналии » Биографии композиторов |
Рихард Вагнер
Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года. Уже в раннем детстве он был окружен атмосферой театра, вовлечен в жизнь театральных кулис, что сказалось на всем дальнейшем пути его деятельности как драматурга и оперного композитора. Вагнер чрезвычайно увлекался литературой, поэзией, театром, историей античного мира. Под руководством Т.Вейлинга, Вагнер овладевает необходимыми муызкально-теоритическими знаниями. После сравнительного успешного исполнения своей симфонии в лейпцигском Гевадхаузе Вагнер мог рассчитывать на скромный заработок. В 1833 году он поступил в вюрцбургский театр на должность хормейстера. Так началась деятельность Вагнера в различных оперных театрах. Одним из первых произведений раннего периода творчества, в котором проявилось дарование гениального композитора, стала увертюра "Фауст", где симфонизм сочетается со строгой классической формой, неотразимый пафос - с тонкими переживаниями человеческой души. Примерно в то же время возникает и опера "Риенци", еще не отличающаяся музыкальным блеском и стилистической новизной, а также рельефными, продуманными образами. Осуществив в Дрездене постановки "Риенци" и "Летучего голландца" Вагнер мог рассчитывать на упрочнение своего общественного и материального положения. И действительно, он был назначен на должность дирижера Дрезденского оперного театра. Вершиной творчества в 40-е годы являются оперы "Тангейзер" и "Лоэнгрин". Сюжеты опер, заимствованные из средневековых легенд и сказаний, переносят зрителя-слушателя в далекие рыцарские времена и заключают в себе некоторую долю мистицизма. В лучших страницах музыки опер с громадной силой выразительности, реалистически правдиво воплощены человеческие страсти - любовь, восторг, печаль, страдания; с исключительной яркостью и выпуклостью противопоставлены противоположные, конфликтные музыкально-сценические образы. Одним из высших достижений музыкального гения Вагнера, отличающееся изумительным богатством и силой музыкального выражения является опера "Тристан и Изольда". Это - трагедия любви, но любви вне окружающей жизни, жаждущей найти успокоение в смерти. Атмосфера ночи, напоенной томлениями, погружающей влюбленных в состояние небытия, пронизывает всю драму, в которой почти нет никакого сценического действия, и лишь средствами музыки раскрываются муки и страдания героев. Вагнер превратил драму в вокально-симфоническую поэму. Здесь наиболее полно проводится принцип "бесконечной мелодии", основанный на сплошном, непрерывном течении музыки, без закругленных форм, с постоянными гармоническими эллипсисами. Опера "Нюрнбергские мейстерзингеры", написанная непосредственно после "Тристана...", являет собой полную противоположность своей предшественнице. "Мейстерзингеры" - это торжество жизни, солнечная радость. Прирожденный симфонист, Вагнер чрезвычайно расширил и обогатил выразительные и изобразительные возможности оркестра, звучность которого отличается поразительной красотой, богатством красок, тембровым разнообразием и бархатной мягкостью, даже самых оглушительных fortissimo. В 1860 году случилось неприятное событие: скандальный провал оперы «Тангейзер» на парижской премьере. В 1863 году Вагнеру была обеспечена полная амнистия, король Людвиг II пригласил композитора поселиться вблизи Мюнхена. В 1874 году была закончена музыкальная драма "Закат богов", и тем самым завершен гигантский труд Вагнера над гениальной тетралогией "Кольцо нибелунга". Первое представление всей тетралогии (в течении четырех дней три раза подряд, всего 12 дней) состоялось в Байрете в августе 1876 года. Байретская постановка "Кольца нибелунга" принесла Вагнеру большое удовлетворение. Он принялся за новую творческую работу: это было последнее произведение композитора, драма-мистерия "Парсифаль". Идея "Парсифаля" может быть сформулирована как нравственное самосовершенствование человека, познавшего мудрость через христианское сострадание. Оперу отличает яркость музыкальных образов, мелодическая насыщенность, тонкость и богатство гармонии и оркестрового колорита. В 1882 году Вагнер переехал в Венецию, где умер от сердечного приступа 13 февраля 1883 года. Источник - rusmilestones.ru | |
Просмотров: 507 | |
Всего комментариев: 0 | |