Главная » Статьи » Персоналии » Биографии композиторов |
Георг Филипп Телеманн
Георг Филипп Телеманн - немецкий композитор, один из главных представителей эпохи барокко в музыке. Родился 14 марта 1681 в Магдебурге. Хотя мы сейчас навряд ли разделим мнение современников Г. Ф. Телемана, ставивших его выше И. С. Баха и не ниже Г. Ф. Генделя, он действительно был одним из наиболее ярких немецких музыкантов своего времени. Удивительна его творческая и деловая активность: композитор, о котором говорят, что он создал столько произведений, сколько Бах и Гендель вместе взятые, Телеман известен также как поэт, талантливый организатор, создавший и руководивший оркестрами в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне, содействовавший открытию первого в Германии публичного концертного зала, основавший один из первых немецких музыкальных журналов. Это далеко не полный перечень видов деятельности, в которых он преуспел. В этом жизненном тонусе и деловой хватке Телеман - человек века Просвещения, эпохи Вольтера и Бомарше. С ранних лет успех в его работе сопровождался преодолением препятствий. Само занятие музыкой, выбор ее своей профессией поначалу натолкнулось на сопротивление матери. Музыкальное дарование Телемана проявилось очень рано, уже 12 лет он написал оперу в стиле Люлли. С 1704 года органист в Лейпциге; здесь же основал студенческий музыкальный кружок, завоевавший широкую известность и далеко за пределами города. Важное значение для творчества Телемана имели его посещения Кракова, где он познакомился с польской народной музыкой. Ритмика польских танцев и песен дает себя чувствовать во многих инструментальных сочинениях Телемана. С 1708 года Телеман - придворный музыкант в Эйзенахе, где встречался с Иоганном Себастьяном Бахом; с 1712 года руководил церковной капеллой во Франкфурте. Будучи в целом широко образованным человеком (он учился в Лейпцигском университете), Телеман, однако, не получил систематического музыкального образования. Но это с лихвой компенсировалось той жаждой знаний и способностью к их творческому усвоению, которыми была отмечена его жизнь вплоть до глубокой старости. Он проявлял живейшую общительность и интерес ко всему незаурядному и великому, чем славилась тогда Германия. Среди его друзей такие величины, как И. С. Бах и его сын Ф. Э. Бах (кстати, крестник Телемана), Гендель, не говоря уже о менее значительных, но крупных музыкантах. Внимание Телемана к чужим национальным стилям не ограничивалось наиболее ценимыми тогда итальянским и французским. Услышав в годы Капельмейстерства в Силезии польский фольклор, он восхитился его варварской красотой и написал ряд польских сочинений. В возрасте 80-84 лет он создал одни из лучших своих произведений, поражающие смелостью и новизной. Наверное, не было сколько-нибудь существенной области творчества того времени, мимо которой бы прошел Телеман. При этом в каждой он основательно поработал. Так, его перу принадлежат более 40 опер, 44 оратории (пассивны), свыше 20 годовых циклов духовных кантат, более 700 песен, около 600 оркестровых сюит, множество фуг и различной камерно-инструментальной музыки. К сожалению, значительная часть этого наследия сейчас утеряна. Гендель поражался: Телеман пишет церковную пьесу также быстро, как пишут письмо . И вместе с тем это был большой труженик, считавший, что в музыке, этой неистощимой науке далеко не уйдешь без упорной работы . В каждом жанре он смог не только показать высокий профессионализм, но и сказать свое, порой новаторское слово. Ему удавалось умело соединять противоположности. Так, стремясь в искусстве (в разработке мелодии, гармонии), по его выражению, дойти до самых глубин , он, однако, очень заботился и о понятности, доступности своей музыки рядовому слушателю. Кто умеет быть полезным многим , - писал он, - поступает лучше, чем тот, кто пишет для немногих . Серьезный стиль композитор соединял с легким , трагическое с комическим, и хотя в его произведениях мы не найдем баховских высот (как отметил один из музыкантов, он пел не для вечности ), в них много привлекательного. В частности, они запечатлели редкий комический дар композитора и его неистощимую изобретательность - особенно в изображении музыкой самых различных явлений вплоть до кваканья лягушек, передачи походки хромого или сутолоки на бирже. В творчестве Телемана переплелись черты барокко и так называемого галантного стиля с его ясностью, приятностью, трогательностью. Хотя большую часть жизни Телеман провел в различных городах Германии (дольше других - в Гамбурге, где служил кантором и музикдиректором), его прижизненная слава далеко шагнула за пределы страны, достигнув и России. Но в дальнейшем музыка композитора на долгие годы была предана забвению. Настоящее возрождение началось, пожалуй, лишь с 60-х гг. нашего века, свидетельством чему стала неутомимая деятельность Телемановского общества в городе его детства Магдебурге. Умер 25 июня 1767 в Гамбурге, в возрасте 86 лет. Источник - schreider.ru | |
Просмотров: 651 | |
Всего комментариев: 0 | |