Главная » Статьи » Персоналии » Биографии композиторов |
Клод Дебюсси
22 августа 1862 года в местечке Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа родился первый в мире композитор-импрессионист Клод Дебюсси. Дату отмечают музыканты всего мира, кто тематическими концертами, кто более основательно - постановкой единственной законченной оперы композитора "Пеллеас и Мелисанда" по пьесе Метерлинка. Стоит сразу отметить, что сам Дебюсси себя считал реалистом, просто создающим иную реальность. Слово "импрессионизм" он не любил и категорически отказывался относить его на свой счет. Это не удивительно, ведь новый стиль с боями пробивал себе дорогу в искусстве второй половины XIX века, и консервативная критика использовала его название в ругательном ключе. Ругательной была и статья, где этим термином впервые в истории охарактеризовали музыку. Статья была посвящена одному из ранних произведений Клода Дебюсси. С художниками-импрессионистами композитора роднило в первую очередь восхищение природой. В многочисленных статьях и книге он подробно описал свой источник вдохновения. "Музыка ближе всего природе". "Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии ночи и дня, земли и неба - воссоздания атмосферы и ритма величественного трепета природы", - утверждал он. Правда, в противоположность основателю импрессионизма в живописи Клоду Моне, написавшему знаменитое полотно "Впечатление. Восход солнца", Дебюсси считал, что по музыкальности ничто не может сравниться с закатом. Французский композитор с юных лет был тесно связан с Россией. Рожденный в семье мелкого буржуа, он никогда не имел лишних денег. Поэтому, будучи 17 лет от роду и еще учась в консерватории, он с удовольствием принял приглашение одной русской миллионерши, ценительницы музыки, стать домашним пианистом и учителем в ее большой семье. Миллионершу звали Надежда фон Мекк, и это та самая женщина, которая на протяжении 13 лет была другом и меценатом Петра Ильича Чайковского. Интересно, что про необычные отношения Чайковского с баронессой, вдовой крупнейшего железнодорожного промышленника, знают все (хотя они общались только по переписке и ни разу в жизни не встретились), а про то, что великий французский композитор провел два лета в ее имении Плещеево - очень немногие. Как часто бывает в таких случаях, общение молодого француза с дочерьми фон Мекк не прошло даром. Дебюсси на исходе лета 1882 года попросил руки 15-летней Сони, после чего этот сюжет в его жизни моментально завершился. Ему отказали от места и от дома. - Дорогой месье, - сухо сказала фон Мекк Дебюсси, - не будем путать Божий дар с яичницей! Помимо музыки, я очень люблю лошадей. Но это вовсе не значит, что я готова породниться с конюхом... Еще два случая пересечения биографии французского композитора с русским искусством произошли в Париже, и оба были связаны с "Русскими сезонами" Сергея Дягилева. В 1911 году по заказу знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн Дебюсси написал балет-мистерию "Мученичество святого Себастьяна", постановка которого, впрочем, прошла без особого успеха, несмотря на плеяду звезд, работавших над ней (литературную основу создал Габриэле Д’Аннунцио, художником был Лев Бакст). В 1912 году состоялась скандальная премьера одноактного балета Вацлава Нижинского "Послеполуденный отдых фавна" на музыку одноименной прелюдии Дебюсси. Открытый эротизм и разрыв с классической традицией в пластике Нижинского как автора и исполнителя смутил даже искушенную парижскую публику. Зрители ломились на представление, но критика по большей части была разгромной. Композитору увиденное тоже не понравилось. Он назвал Нижинского молодым дикарем и порочным гением. В последний раз Дебюсси посетил Россию в 1913 году. Тогда он с большим успехом дирижировал оркестром Кусевицкого в Петербурге и Москве. В 1909 году ему диагностировали рак прямой кишки. Болезнь причиняла композитору страшные мучения и отравила последние годы жизни. В 1916 году ему сделали операцию, но помогло это ненадолго. В 1918 году во время обстрела Парижа немецкими пушками Клод Дебюсси скончался. В музыкальном плане поиски необычных гармоний составляли одну из основ творчества композитора. Еще в Консерватории он не раз спорил с преподавателями, которые ограничивали его эксперименты в этой области. Дебюсси совершенно не стеснялся того, что "проверил алгебру гармонией". Напротив, он утверждал, что музыка - это арифметика звуков, подобно тому, как оптика - геометрия света. Говоря о триптихе Дебюсси "Море", композитор Артюр Онеггер отмечал, что в нем "любая нота, любой тембр, - все продумано, прочувствовано и содействует эмоциональному одушевлению". А французская пианистка Маргерит Лонг писала: "Никогда больше после Дебюсси не играли на фортепиано в той же манере, что существовала до него. Он нас слишком хорошо настроил на бесконечное колебание собственной взволнованности, на такой... разоблачающий камертон. Из этой изумительной чувствительности проистекает его воздействие, его огромная способность обольщать. А способы его письма или противозаконное употребление некоторых гармоний не имеют никакого значения. Вот чего не поняли его бесчисленные подражатели". Автор: Илья Бер, журналист Источник - ria.ru | |
Просмотров: 588 | |
Всего комментариев: 0 | |